воскресенье, 9 мая 2021 г.

Альпийская Баллада – Василь Быков

 Повесть Василя Быкова рассказывает о бывшем солдате Красной армии, который бежит из фашистского лагеря вместе с итальянкой Джулией. Герои повести сталкиваются с голодом, смертельной усталостью, суровой погодой Альп. Побегу не суждено быть удачным. Эти три дня в горах - последние в жизни Ивана. Оказавшись друг для друга единственными людьми среди бесконечных гор, Иван и Джулия постепенно сближаются. Итальянка становится первой любовью двадцатипятилетнего парубка из Терешек. 

Меня поразило то, как сильно главные герои нуждались друг в друге. Постоянный страх погони, холод, усталость - именно тогда человеку меньше всего хочется быть одиноким. И беглецы не были одноки. Они разговаривали, Иван учил девушку русскому языку и русским песням. Так герои могли забыть ненадолго о своём положении, о своих страхах. Когда Джулия совсем обессилила, Иван нёс девушку на себе, хотя намерен был оставить её, как обузу - теперь он понял, насколько она нужна ему. 

За три дня в горах расцвела любовь сильнее страха и смерти. По стечению обстоятельств герои попали в один лагерь, девушка побежала за Иваном после взрыва, он взял её с собой... Жизни, отданные ради побега двоих людей, были отданы ненапрасно. Они были отданы ради настоящей любви. 

суббота, 24 апреля 2021 г.

"По местам Родиона Раскольникова"

 Читая роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" невольно переносишься в мрачный, душный Санкт-Петербург, встречаешь нищих, пьяных и озлобленных людей, слышишь запах, исходящий от лошадей и питейных заведений. Всё это становится реальным, когда своими глазами видишь дома, о которых говориться в романе и проходишь по улицам, по которым когда-то прошел человек с топором.

 Недавно мне посчастливилось побывать на экскурсии по местам романа "Преступление и наказание". Я поняла, что город действительно является одним из героев романа, героем, который оказывает незримое, но сильное влияние на всех остальных. Улицы, по которым ходил Раскольников, с обоих концов "закрыты" домами, невозможно увидеть перспективы. Это ещё больше загоняет Родиона Раскольникова в тупик, из которого нет выхода. Из окна квартиры героя виден крест, его же он видит после убийства, когда выбегает из черного хода. Даже перекрестки дорог, которые попадаются на каждом шагу - все это напоминает о присутствии Бога, который видит все деяния, совершенные Раскольниковым.

 Город загоняет в тупик и Мармеладова. Стоило ему получить должность - он вновь пропивает все деньги. Неужели дело только в его неумении сдержать себя? Он понимает, в каком положении находятся его дети, он искренне желает, чтобы Соня перестала торговать собой. Соблазн выпить слишком велик: на одном лишь Столярном переулке - более двадцати распивочных! Мармеладов может пройти мимо пары таких заведений, но до конца улицы будет ещё далеко, может отвернуться - но и на другой стороне он увидит спуски в подвалы. Так город провоцирует Мармеладова, который бытается бороться с соблазном, но эту битву ему суждено проиграть. 

 Санкт-Петербург оказывает влияние на всех его жителей, делая их безучастными и озлобленными. Кучер хлестнул Раскольникова кнутом – "сцена эта вызвала одобрение у окружающих, насмешки", над Мармеладовым смеются в распивочных: его "исповедь" - "забава" для посетителей. Причащение перед смертью - "не что иное, как спектакль". Как город "смеётся" над чиновником, предлагая ему выпить или выпить в другом месте, так и жители потешаются над его раскаянием и "любопытствуют" его смертью.

 Атмосфера душного города, наполненного людьми, вызывающими отвращение, подталкивает Раскольникова на преступление. Летняя жара около сорока градусов на Сенной, лошадиная вонь, темные дворы и лестницы, пыль, грязь, пьянь – у кого хватит сил противостоять омерзению, подступаещему со всех сторон? Это омерзение "завладевает душой героя, простираясь и на окружающих, и на саму жизнь".

 Сенная площадь, Тошнильный, К-й переулок с пьяной девочкой, Столярный, изобилующий распивочными – на каждой улице, в каждом переулке – поводы для озлобления. Дорога на "дело" проходит через Юсупов сад. Раскольников думает, как хорошо было бы открыть там фонтаны... Герой надеется, что сад – единственное, что не вызывает омерзения, и даже скорее наоборот -– остановит его... Этого не происходит. 


воскресенье, 20 сентября 2020 г.

Н. В. Гоголь. "Портрет"

Николай Васильевич Гоголь всю свою жизнь стремился к Богу, как и герои некоторых его произведений. К "божественной" теме автор обращается и в повести "Портрет".

В первой части "Портрета" показано, какие страшные изменения могут произойти с человеком, завладевшим деньгами и славой. Главный герой - бедный поначалу художник - поддаётся искушению дьявола, заключённого в портрете. Деньги меняют Чарткова: в своих глазах он - великий мастер, а "Микель-Анжел - хвастун". Живописца опьяняет слава, и картины становятся холодными, однообразными. Он перестаёт вкладывать душу в свои работы, ведь его душа теперь принадлежит дьяволу. Так, на пути к Богу герой свернул в сторону соблазнов, за что был наказан: теперь он никогда уже не сможет написать ни одной картины.

Вторая часть повествует о другом живописце, который смог побороть в себе дьявола и искупить свои грехи. Рисуя портрет страшного ростовщика, живописец чувствует тягость и отвращение: он создает портрет, в котором будет жить нечистая сила. После смерти портретируемого героем внезапно овладевает зависть к собственному ученику. Живописец устраивает конкурс, чтобы не дать "молокососу восторжествовать". Однако, движимый "нечистыми чувствами", он не может написать картину для церкви: у всех лиц, изображённых на ней, "что-то дьявольское в глазах". Герой обращается к Богу, вскоре становится отшельником и искупляет свои грехи. В этой истории человек не свернул с истинного пути.

Произведение запомнилось мне своей атмосферностью. При чтении становится жутко, но оторваться уже невозможно, словно и сам читатель теперь одержим.


220 слов

четверг, 27 августа 2020 г.

Современная трагическая история о любви

Медленно свечка сгорает,
Двое сидят на тахте,
Вроде бы в карты играют,
Только вот мысли не те:

“Только потухнет свечка -
Думает Дмитрий Фомин -
Я ей скажу словечко:
Я ей признаюсь в любви!”

“Только не гасни, прошу же! -
Думает Надя, - гори!
В тьме я открою душу:
Я ведь признаюсь в любви!”

Медленно свечка сгорает,
Свет уже не принося,
Только дурак электрик
Вечером не напился!

В миг, когда два подростка
Счастье могли обрести,
Вдруг загорелась люстра,
Диме пришлось уйти.

Больше они не встречались,
Ушли в океан корабли.
Свечки уже не осталось,
Как и большой любви.